Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
logo
Государственное автономное учреждение культуры РТ
Нижнекамский государственный татарский драматический театр
имени Туфана Миннуллина
+7 (8555) 47-73-69
Нижнекамск, ул. Кайманова, 9

Пресса

О поэте без слов...


Известный режиссер Туфан Имамутдинов, продолжая успешный опыт спектакля «Әлиф» пластическими средствами, размышляет о татарском языке, о татарском народе, взяв за основу сюжета судьбу одного из главных персонажей национальной культуры начала ХХ века - Сагита Рамиева (1880-1926), поэта, прозаика, журналиста, публициста и его стихотворение «На заре». Именно так и назван новый спектакль, поставленный в Нижнекамском театре. В марте он был показан в рамках театрального фестиваля « Золотая Маска» и прошел в Москве два вечера. Стихотворение в прозе «На заре» («Таң вакыты», 1907) - одно из главных произведений Сагита Рамиева, которым обозначают начало модернистского периода творчества и перелома в мировоззрении поэта, где он видит «утреннюю зарю» как символ духовного пробуждения, начала эпохи возрождения в жизни татарского народа, и надеется, что татары пробудятся от векового сна.
Вся творческая биография одного из ведущих мастеров современного татарского театра Туфана Имамутдинова - смелая, дерзкая, при- вносящая в национальную сценическую традицию новую форму, «На заре» в череде удачного поиска рассказа о своем народе современными средствами. Туфан Имамутдинов в изложении судьбы поэта отказывается от главного в его творчестве - от слов. Глубокий образ своего героя он показывает через пластику (хореография Марселя Нуриева), где благодаря игре тела, энергии движений открывается стесненность обстоятельствами эпохи (буквальная, физическая) татарского интеллигента начала ХX века. Порывистость, резкость - личные переживания поэта, неразрывная связь собственной жизни с ритмом всей нации передаётся сквозь чувственный мир, где само нутро, тело, душа - часть одного татарского целого.
Впрочем, зрителя не бросают один на один с языком пластики, а бережно направляют, вводят в биографию Сагита Рамиева, В течение всего спектакля одним из героев становится стена, напоминающая и о доме, и о заточении и несвободе. На стене проецируются стихи поэта, а точнее емкие, актуальные (как и положено классику) цитаты, соединяющие век татарской жизни - давних казанских, уфимских, оренбургских читателей Рамиева, и современных зрителей в зале. Шелест газет, стук в дверь, таинственное мерцание (художник по свету Ильшат Саяхов) лишают и без того камерное часовое действие дистанции между актером и зрителем, приглашенным в комнату поэта.
Работа столь живой, наполненной смыслами стены - одно из главных достоинств блестящей формы спектакля, и победа сценографа и художника по костюму Лилии Имамутдиновой, лаконично организующей сложное пространство. Еще один герой спектакля - волшебная музыка композитора Шамиля Шарифуллина. Благодаря сотрудничеству режиссера с дочерью Шамиля Шарифуллина пианисткой, музыкальным общественным деятелем Гузель Абульхановой удалось подобрать в богатом творчеством наследии композитора фрагменты произведений, становящихся не фоном, а действующим лицом судьбы поэта. Как сказал нам сам режиссёр, выбранные фрагменты произведений невероятным образом точно совпадали по хронометражу с действиями спектакля. Отметим и бережное, вдумчивое отношение постановщика к музыкальному материалу. Музыка дает надежду и утешение, напоминает о вечности татарской культуры, где жизнь даже такого большого таланта, как Сагит Рамиев очередной этап в хронологии нации.
В титрах, напоминающих строки допроса, напечатанных на пишущей машинке, появляются основные факты из биографии поэта, Родился поэт в семье плотовщика в татарской деревне Акман (ныне Ибраево, Кугарчинского района Башкортостана), Образование получил в медресе «Хусаиния» и в русской школе в Оренбурге. С 1902 по 1906 год работал учителем, а потом переехал в Казань, где стал работать в газете «Таң йолдызы», в 1912-13 годах работал в Астрахани, С 1922 года жил в Уфе. Прожил на свете всего 46 лет. Провидческий эпизод - чемодан, прикрепленный на стене, открыв который поэт и зрители видят экран со сценами событий XX века - все это вводит частную жизнь Рамиева в шум времени, даже если он завершит свой земной путь на пороге катастроф. Напоминание о друге - Тукае, о надеждах юности, о наших прочных корнях в языке и вере, все это наполняет действие, оторваться от которого становится невозможно. Исполнитель роли Рамиева - актер Алмаз Хусаинов служит в Нижнекамском театре 8 сезонов, и встреча с таким непростым материалом, пластическим решением образа в напряженном моноспектакле, очевидно не стала для него неожиданностью. Уроженец села Базарные Матаки Алькеевского района, выпускник Казанского театрального училища, молодой актер за роль Әҗәл в спектакле «Альмандар из деревни Альдермеш» удостоился специальной награды журнала «Сәхнә». Работал Алмаз в спектаклях, поставленных на разном драматургическом материале - пьесах и инсценировках произведений Чингиза Айтматова, Туфана Минуллина, Мансура Гилязова, Набиры Гиматдиновой. Действовать в стихии татарского языка (хоть и без слов) для него - привычно, а участие в спектаклях Туфана Имамутдинова - сейчас мечта для актеров.
«На заре» - подлинно татарский спектакль, не просто очередное обращение к биографии одного из деятелей нашей культуры щедрого на таланты начала XX века, а диалог с современным зрителем, честно и искренне осуществленный режиссером и его командой, мыслящими по татарски и на татарском. Это не взгляд со стороны, а работа внутри татарского языка и национальных смыслов. 
Туфан Имамутдинов: 
«Обращение к истории нашего народа, самым разным сюжетам всегда вдохновляло меня. Татарский народ богат своими краями, группами, самобытностью. И касимовские, сибирские татары, кряшены, ногайцы - все они обладают особой культурой, но нельзя забывать главного - что все мы единый народ с общей судьбой. Мы конечно должны жить, держась за руки, осознавая наше единство. В этом наше будущее, надежда на сохранение».
Спектакль «На заре» - это и смелость многолетнего, опытнейшего художественного руководителя и директора Нижнекамского театра, народного артиста Татарстана Рустяма Валиахметовича Галиева, включившегося в столь новаторский проект.
Рустям Галиев:
«Каждое время рождает разные смыслы. Переломный период начала ХX века создал расцвет культуры, когда творили наши выдающиеся деятели. Сейчас, очень многое создается благодаря молодым авторам, ребятам, которые пришли в театр и во многом поменяли театральный язык. Так построен, создавался и спектакль «На заре». Ведь традиционно в центре татарского театра находились слово, литература, а молодые ребята обратились к пластике, хореографии. Они принесли в театр свою философию, нашедшую понимание у «Золотой Маски», и поэтому мы, наш Нижнекамский театр здесь - играем спектакль в Москве. Запоминаем этот счастливый момент, миг, когда испытываем такой успех! 
Сложно очень ответить на вапрос о зрительском отношении, о том, пробудился ли он, откликнулся. В театре нужно много соли съесть, много пота сойдёт, прежде чем, получишь отклик. Главный вопрос, еще заданный Тукаем, - умер ли наш народ или ещё спит? А если спит, когда и с помощью чего его разбудить? «Просыпайся, просыпайся» - это мы обращаем и к себе. Как разбудить не только человека, а весь народ?» Спектакль с успехом прошел в Москве. А желающие его увидеть могут осуществить путешествие в Татарстан, в Нижнекамский татарский драматический театр имени Туфана Миннуллина, где в репертуаре - столь важное и ценное художественное высказывание.
Газета "Татарский мир"
Катифа Гайнетдинова и Марат Сафаров
3.06.2022