Руководитель нижнекамской татдрамы о переформатировании театра и создании местного варианта ТЮЗа
Главный режиссер татарского драмтеатра в Нижнекамске Рустям Галиев создал его 30 лет назад и продолжает развивать поныне. Скоро столица региональной нефтехимии получит обновленное здание, а вместе с ним и детскую версию театра как проекта, посвященного развитию национальной культуры. В интервью «БИЗНЕС Online» Галиев рассказал, как сколачивал труппе репутацию, ютясь в четырехкомнатном помещении, заточенном под работу коммунальных служб.
Рустям Галиев: «После реконструкции в театре начнутся занятия с юными нижнекамцами на двух языках по кукольному и драматическому жанру. Этот театр станет большим подарком для детей нашего города, а для меня это исполнение давней мечты»
«АРТИСТОВ ОЧЕНЬ МНОГО, А АКТЕРОВ НЕТ»
— Рустям Валиахметович, когда откроется обновленный театр после реконструкции?
— Мы с нетерпением ждем открытия театра, оно запланировано ориентировочно на середину осени. У нас будет новый зрительный зал на 300 посадочных мест. Он будет оснащен современнейшей техникой. Старый зал будет реконструирован под детский театр, открытие которого состоится вместе с окончанием общей реконструкции. У Нижнекамска, наконец, появится здание театра, которое отвечает всем канонам: большой зал с балконами, сцена с технологиями для быстрой смены декораций, роскошный интерьер и оригинальный фасад. Заменят и коммунальные системы.
— Как будет называться детский театр и что подвигло вас на его создание?
— В нашем театре уже имеется новый проект «Бишегем» («Колыбель моя» — прим. ред.), посвященный литературе, культуре, истории, обычаям, нравам, традициям народа, а также сохранению и развитию языка, популяризации театрального искусства. В рамках данного проекта у меня и наших артистов проходят творческие встречи с учащимися с 1-го по 11-й класс, педагогами гимназий и школ Нижнекамска. «Бишегем» будет нашим вкладом в дело сохранения и развития родного языка и в создание условий для всестороннего развития личности детей. Продолжением этого проекта станет одноименный детский театр «Бишегем». После реконструкции в театре начнутся занятия с юными нижнекамцами на двух языках по кукольному и драматическому жанру. Этот театр станет большим подарком для детей нашего города, а для меня это исполнение давней мечты.
«В театре работают четыре почетных обладателя театральной премии «Тантана» и четыре получателя грантов правительства РТ. Это наша гордость, это моя гордость!»
— Говорят, что здание в последнее время начало разрушаться — это правда?
— Да, кровля начала разрушаться, ведь с последнего серьезного ремонта прошло 13 лет. Кирпичная кладка и потолок в зрительном зале сыпались. Ставить спектакли стало просто небезопасно. Мы обратились в министерство культуры РТ насчет ремонта театра и строительства нового зрительного зала. К нашему великому счастью, руководство республики и города поддержало нас — были выделены финансы на ремонт и строительство. В марте этого года стартовали ремонтные работы.
— Как давно был основан татарский драмтеатр в Нижнекамске?
— В 1989 году он открыл свои двери впервые. Я создал его как молодежный экспериментальный татарский театр. Наша студия работала при АО «Нижнекамскнефтехим». Это было здание коммунальной службы. Представляете, у нас было всего четыре комнаты, потом дополнительно выделили красный уголок. К ним вела старая железная лестница. В таких условиях мы работали как театр-студия и завоевывали репутацию в городе. Спустя пять лет, в 1994 году, получили статус Нижнекамского татарского молодежного театра. Проработав так три года, мы преобразовались в театр татарской драмы. В 2011 году мы приобрели долгожданный статус государственного театра, а на следующий год удостоились имени выдающегося татарского драматурга Туфана Миннуллина. Долгое время в нашем распоряжении был малый зал бывшего кафе «Лето», а чуть позже мы «отвоевали» и большой зал. Потом, в 2006 году, с помощью Ильсура Метшина, который тогда был мэром Нижнекамска, здание было реконструировано под театр. Однако и сегодня оно не отвечает требованиям, а зрительный зал, сцена и ее высота — нормам и стандартам театра.
«Мы с нетерпением ждем открытия театра, оно запланировано ориентировочно на середину осени. У нас будет новый зрительный зал на 300 посадочных мест»
— Помните своих первых актеров?
— Первые наши артисты — это Олег Фазылзянов, Гульгена Зайнуллина, Гульнура Галиева и другие. Сейчас в театре трудятся 22 артиста, среди которых народный артист, семь заслуженных артистов РТ, трое заслуженных деятелей искусств, есть заслуженный работник культуры нашей республики, один лауреат премии Марселя Салимжанова. Три артиста являются лауреатами премии нашего театра. А самое главное, что у в театре работают четыре почетных обладателя театральной премии «Тантана» и четыре получателя грантов правительства РТ. Это наша гордость, это моя гордость!
— По нормативам государственного театра в труппе должно быть сорок актеров. Как можно привлечь молодых актеров в театры малых городов?
— Это практически невозможно. Артистов очень много, а актеров нет, если вы понимаете, о чем я. Всегда так было, тем не менее театры в основном справляются с этим фактом. Настоящих актеров выпускают специализированные театральные вузы, и лишь малый процент выпускников приезжает в малые города. Эта профессия очень сложна, многозадачна. Точнее, актер — это даже не профессия, а образ жизни. Этим нужно дышать.
«Наше творчество полностью пронизано идеями возрождения национальных традиций, возвращения из забытья имен великих деятелей татарской культуры, воспитания молодежи в духе преданности родному народу и уважения к его истории».
«МЕНЯ НИКТО НЕ НАЗНАЧАЛ НА КАКУЮ-ТО ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ»
— Ваша гастрольная деятельность наверняка расширилась вместе с присвоением имени Туфана Миннуллина?
— Да, обретя новое имя, наш коллектив ощутимо продвинулся вперед, расширяя гастрольно-фестивальную деятельность, обогащая репертуар новыми именами. Наш театр с большим резонансом гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Чувашии, Башкортостане, Самарской, Ульяновской и Тюменской областях. Труппа непрерывно участвует в российских и международных театральных фестивалях.
— В чем ваше режиссерское кредо?
— Наше творчество полностью пронизано идеями возрождения национальных традиций, возвращения из забытья имен великих деятелей татарской культуры, воспитания молодежи в духе преданности родному народу и уважения к его истории. Помимо этого я очень люблю произведения русской культуры и культуры народов России в целом. Поэтому в репертуаре нашего театра есть пьесы, написанные по русской классике, пьесы современных башкирских и чувашских драматургов.
«Летом у творческих людей бывает депрессия. Пчеловодство спасает меня от этого состояния, а в сентябре я полностью погружаюсь в творчество — им живу и дышу»
— Какой спектакль вы бы назвали своей визитной карточкой?
— Трудно сказать. Все спектакли мои родные и любимые. Силами нашего театра поставлено более 120 спектаклей. Среди них можно выделить «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Трагедия сыновей земли» и еще полтора десятка. В среднем мы выпускаем по пять взрослых и один детский спектакль. В новом сезоне у нас выйдут три новых спектакля: «Не оставляй меня, мама!» Айгиза Баймухаметова, «Плаха» Чингиза Айтматова и постановка «ЧП» Ильсияр Иксановой и Гульсины Хамидуллиной.
— Рустям Валиахметович, как вам удается на протяжении 30 лет совмещать режиссерскую и административную деятельность?
— А меня никто не спрашивал! Я создал театр с нуля, меня никто не назначал на какую-то определенную должность. Как говорится, все сложилось само со временем. Сейчас у меня три-четыре заместителя, они занимаются всем хозяйством. Замы хорошие, и это позволяет мне полностью отдаваться творческой деятельности на благо моего любимого театра и народа!
- Насколько нам известно, вы опытный пчеловод. В ваших владениях по-прежнему две пасеки?
— Да, очень люблю заниматься пчелами. Но в этом году времени совсем мало, я нахожусь практически все время на стройке. А обычно в конце мая заканчивается театральный сезон и начинается только в сентябре. Грустно мне без театра в эти месяцы, а на природе с пчелами отдыхаешь душевно. Летом у творческих людей бывает депрессия. Пчеловодство спасает меня от этого состояния, а в сентябре я полностью погружаюсь в творчество — им живу и дышу.
Диана Федорова
Фото на анонсе: Олег Спиридонов
https://m.business-gazeta.ru/article/430498