Герою нашей рубрики, основоположнику Нижнекамского государственного татарского драматического театра, его главному режиссеру Рустяму Галиеву недавно исполнилось 50 лет. Это прекрасный возраст, пик творческой зрелости. Талант Галиева многогранен и ярок. Это актер, режиссер, драматург. Он прекрасно сыграл роль Гази в телевизионном фильме «Весенняя зарница» по роману Махмута Хасанова, роль Габдуллы в художественном фильме «Бибинур» режиссера Юрия Фетинга, получившем высокую оценку жюри и гостей V Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар». Режиссер снимает документальные фильмы, занимается и драматургией. Его произведения публикуются в газетах и журналах, по ним ставятся пьесы для детей. Рустям Галиев – частый гость на городском и республиканском телевидении. В своих выступлениях он говорит о проблемах современного театра, которые имеют огромное воспитательное значение.
Этот человек – один из создателей театра в нашем городе. Театр занимал первоначально всего четыре комнатушки в нынешнем здании по улице Кайманова. Когда пессимисты говорили, что театру здесь не быть, Галиев сказал: «Он будет!». Так оно и случилось. С чего же все начиналось, в чем истоки творческого успеха? Сегодня мы беседуем с Рустямом Галиевым об искусстве.
- Рустям, откуда вы родом, из какой семьи?
- Я родился 27 августа 1960 года в деревне Киекле Нурлатского района. В этом году отметил свое 50-летие. 12 ноября я планирую провести свой бенефис – сначала здесь, а потом в Казани. Сейчас готовлюсь к нему.
Деревня наша знаменита тем, что там было медресе, в котором учились известные люди. Семья у меня обычная, крестьянская, нас было десять детей. С детства было понятно, что я буду актером. Видимо, было в кого - вся наша семья очень талантливая, музыкальная, праздники не обходились без гармони и песен. Тем не менее, из десяти детей в артисты подался только я один. Братья и сестры избрали разные профессии, есть среди них врачи, учителя, инженеры.
После школы я поехал в Мензелинск, устроился на работу в татарский драматический театр работником сцены. Мне дали несколько эпизодических ролей в постановках. Это была первая актерская школа, в которой я реализовал себя как артист. Но мне хотелось учиться, и нужно было учиться. И я поехал в Казань. Это был 1983 год. Поступил в Казанское театральное училище, учился на курсе известного театрального деятеля, ныне покойного Марселя Салимжанова. Он был главным режиссером Татарского академического театра драмы имени Камала, кстати, получившим высшую российскую награду – национальную театральную Премию «Золотая маска». Его имя носит улица в Казани.
Жил я в общежитии, на съемных квартирах. Было непросто. Но я не замечал трудностей, вернее, они были для меня вторичны. Первичным было желание творческой реализации. Главное для меня было – искусство, не побоюсь громкого слова – служение ему. Рядом с такими учителями мое стремление сказать свое слово в искусстве только росло.
- Чем запомнились годы учебы?
- Годы студенчества – самые увлекательные и запоминающиеся для всех, кто был студентом. Жизнь бурлила, было так интересно окунуться в мир искусства. Я и учился, и работал в филармонии имени Габдуллы Тукая в концертной бригаде Ильхама Шакирова – был ведущим. Конечно же, играл роли в театре имени Камала, воплощал разные образы.
- После учебы приехали в Нижнекамск?
- Нет, не сразу. Меня хотели оставить в театре имени Тинчурина. Но я, получив актерский диплом, после учебы по распределению поехал в Альметьевский татарский государственный драмтеатр. Там работал с 1987 по 1989 годы. Во время одной из встреч с моим преподавателем Марселем Салимжановым он сказал:
- Послушай, Рустям, в Нижнекамске нет театра. Не хочешь туда поехать работать?
И я сорвался с насиженного места и приехал сюда. Хотя были возможности устроиться в других городах, где уже были театры. Еще во время учебы я побывал в прекрасном городе – Клайпеда, это город-порт. Я полюбил этот город. Так же полюбил и Нижнекамск. Я приехал весной, он утопал в первой нежной зелени, и я понял – это мой город!
Я поставил себе цель – открыть театр, создать его на пустом месте. Это мое детище, как моя дочь Миляуша, которая родилась в театре. Моя жена, Гульнур Шакировна, актриса, поэтому дочь росла в театре. Правда, она не захотела пойти по нашим стопам, хотя ей и присущ артистизм.
- Трудно было начинать с нуля?
- Трудно. Но были люди, которые помогали – Анатолий Богатырев, директор Дома народного творчества, мы с ним были знакомы еще по Мензелинску, Гаяз Сахапов – гендиректор ОАО «Нижнекамскнефтехим». Они поддержали наше начинание. Весь коллектив единомышленников я нашел на своем курсе, пригласил сюда. В первую труппу, с которой поставил спектакль по пьесе Туфана Миннуллина, вошли однокурсники, с которыми я учился у Салимжанова: Олег Фазылжан, Гульгена Закирова, Ильдус Ахметзянов. Они стали костяком театра. Приехали актеры из Альметьевска, Мензелинска. Это были основоположники, вошедшие в первый состав театра. Мы вместе положили начало его созданию.
- Вы много гастролируете. Репертуар часто обновляется?
- Конечно, каждый сезон у нас бывает по нескольку премьер. В репертуаре и комедии, и трагедии, и мелодрамы, и зарубежная классика. Мы ездим по городам, селам, в другие области. В ближайшее время собираемся на гастроли в Тюмень. Я очень рад, что нас везде ждут – мы исколесили всю Россию.
Для меня спектакли - это возможность сказать все, что у народа на душе, со сцены, я сам вышел из глубинки и живу болью простых людей. Очень хочу, чтобы наш народ жил лучше, он достоин этого. Он носитель высокой культуры, духовности, это великий народ, который дал миру великих людей.
Три года назад наш театр получил статус государственного. Это предмет нашей гордости. Сам президент, ныне Госсоветник, Минтимер Шаймиев побывал в его стенах и дал высокую оценку работе нашего творческого коллектива. Я очень надеюсь на то, что однажды мы будем так же гордиться детским театром. Дети – наше будущее, наша смена. Кому, как не нам, воспитывать в них культуру и любовь к творчеству?
- У вас очень много наград. Какие из них вам наиболее дороги?
- Сложно сказать. Все, к чему пришел, я вынес и выстрадал сердцем. Спектакль по трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения» участвовал в международном фестивале тюркских народов в мае 2002 года и получил диплом. Спектакль по произведению Хади Такташа «Трагедия сынов земли» был признан лучшим среди постановок всех театров, участвовавших в фестивале Закамских театров в декабре 2003 года, и занял призовые места по четырем номинациям. Произведение «Рана» я посвятил великой Победе. Он имеет огромный успех у зрителей, получил высокие оценки критиков. А постановка спектакля «Волчья кровь» по одноименной повести Набиры Гиматдиновой на IX международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз» в прошлом году была высоко оценена критиками и театроведами страны. В этом году высокую оценку мировой театральной и кинематографической общественности получил фильм режиссера из Петербурга Юрия Феттинга «Бибинур», в котором я снимался. Но самая главная награда для меня – долголетие спектаклей, поставленных мной, духовное обогащение зрителя.
Я уходила из театра под впечатлением беседы. Самовыражение в искусстве Рустяма Галиева поражает своей многогранностью. Режиссер всегда остается верным своему стилю, привычке видеть глубинную связь между событиями различных времен и пространств – культурных и информационных. Он сохраняет активную жизненную позицию. Коллеги отзываются о нем с большой теплотой. Рустям Валиахметович индивидуально работает с каждым актером, это хороший наставник, требовательный и в то же время умеющий создавать условия для развития молодых талантов. Более десятка его учеников, прошедшие «галиевскую школу», стали заслуженными артистами РТ, лауреатами и дипломантами престижных театральных фестивалей. Поздравляем основоположника театра на нижнекамской земле с достойными победами и желаем, чтобы бенефис в честь 50-летия собрал истинных поклонников его самобытного таланта.
Алтынай Ахметова, газета «Нижнекамское время», 5 октября, 2010 год.